Накануне российских "выборов" в Госдуму, уже давно превращенных в фарс, пресловутое евразийское пространство преподнесло нам очередной урок демократии. Причем оттуда, откуда уж точно никто не ждал — не из "проамериканской" Грузии, не из "оранжистской" Украины, даже не из Молдовы или Киргизии! А из многострадальной Южной Осетии, почти всем России обязанной. Которую и страной-то мало кто признал и где, по самым оптимистичным подсчетам, осталось всего несколько десятков тысяч жителей. Но несмотря на крошечные размеры Южной Осетии, сдетонировать местная "снежная революция" теперь может очень серьезно: впервые на просторы СНГ перемещаются Большие Ближневосточные Беспорядки 2011 года. И перемещаются через Кавказ, неспокойный по определению да в выборный сезон.
А ведь как хорошо все начиналось, как красиво на бумаге складывалось! Эдуарда Кокойты с его, мягко говоря, не самой честной репутацией уговорили покинуть пост. Сделали ставку на бывшего главу МЧС Южной Осетии Анатолия Бибилова. Почти никакого производства в республике нет, зависимость от российских дотаций почти стопроцентная. Нет даже выхода к морю, как у Абхазии, а потому вообще никакого выбора: либо "навеки с Россией", либо назад в Грузию. В Кремле, наверное, особо и не напрягались: ну куда денется Южная Осетия, которая России обязана и своим существованием, и защитой. Да никуда она не денется. Проголосуют как миленькие — будет очередной красивый пиар перед большим "триумфом" "Единой России" и ВВП. А на выходе снова получилось, как всегда.
"Может быть, кто-нибудь объяснит грамотно? — задается вопросом блогер delo-very — Мне вот как рассказал один знакомый, который разбирается в ситуации в республике. В Южной Осетии пророссийские настроения довольно долго существовали, грузин они ненавидят, потому что те их в буквальном смысле резали в 90-х годах.
Пик любви к России и к Кокойты наступил в 2008 году, однако пришедшие туда после августовских событий жулики и воры проявили себя с самой понятной и известной всем стороны. Начали грабить этот народ, пилить деньги, которые выделялись на отстройку республики, устроили там круговую поруку, клановость и все такое. И теперь югоосетины готовы уже бежать от них куда угодно,
потому и голосуют не за прокремлевского кандидата Бибилова, а за Джиоеву, которая постоянно крутится на грузинском телевидении и вообще часто выражает приверженность "демократическим ценностям".
"Народ Южной Осетии не оценил заботу Большого Брата и выбрал не того президента, — пишет alec_bittner. — Российская армия воевала с грузинской не для того, чтобы маленький и гордый народ жил, как он хочет. Российская армия воевала за деньги российского бюджета и российских налогоплательщиков для того, чтобы, во-первых, вставить пистон неугодному Саакашвили, во-вторых, чтобы получить дырку в границе на Кавказе. Ну и в третьих, чтобы научить жить по понятиям еще один народ.
Я думаю, в августе 2008 года очень многие люди в Южной Осетии действительно радовались, что Великий Сосед защитил их свободу. Они верили, что эту свободу они получили на самом деле.
Тут вопрос, чего они хотели получить от тесного союза с Россией. Российские паспорта, кусок пирога от нефтегазового экспорта, пенсии и зарплаты, как в Москве, независимость от Грузии? Но в реальности приобрели все прелести российской действительности: разгул коррупции, свой филиал партии жуликов и воров с таким же названием, подконтрольные выборы, разгон оппозиции (в которую уже записали 60 процентов населения). Привычный распил бюджета и дотаций из России, продажную прокуратуру, карманные избиркомы и т.д. и т.п. А главное — воровство, воровство, воровство. А в соседней Грузии гаишники не берут взяток, бизнес никто не "кошмарит", злая оппозиция регулярно проводит митинги и сидит в парламенте…"
Сценарист Олег Козырев приводит в своем блоге основные тезисы из предвыборной программы Аллы Джиоевой, бывшей школьной учительницы, директора школы, потом — министра образования республики, неожиданно "уделавшей" политического тяжеловеса, съездившего на поклон в Кремль: "Закон должен быть един для всех и служить народу, а не обслуживать власть… Провести прямые выборы прокуроров и судей… глав районов, районных центров и сельских округов, мэра города Цхинвал…
Премьер-министр, члены кабинета министров через год должны выступить с отчетом перед парламентом. В зависимости от решения парламента решать вопрос об их соответствии занимаемой должности.
Финансовая политика должна быть открытой для населения, чиновники — под народным контролем… До декабря 2012 года принять новый Налоговый кодекс с обязательным декларированием доходов и расходов… публиковать бюджет страны, выплатить и опубликовать списки лиц, которым не была выплачена компенсация, и выплатить компенсацию… В ноябре 2012 года провести опрос общественного мнения о доверии президенту РЮО".
Действительно, как это созвучно желаниям простых людей не только в крошечной Осетии, но и в огромной России! Как страшно далеко от "келейной", огородившейся отменами выборов и референдумов, заборами, мигалками и тысячами разъевшихся ментов власти!
"Я надеюсь, что у Кокойты/Бибилова хватит ума признать свое поражение и отойти в сторону, — пишет valery-dzutsev. — Потому что если они этого не сделают, то станут главными врагами югоосетинской государственности. Если Москва не хочет международного скандала на ровном месте, она тоже должна дать понять Бибилову и Кокойты, что надо отойти. Проиграл — уходи".
"Вслед за Абхазией республика Южная Осетия избрала своего президента, — считает депутат Госдумы от "Справедливой России" Олег Шеин. — При этом, в отличие от граждан Абхазии, жители РЮО мыслят себя всегда с Россией и в составе России, сюда была оказана беспрецедентная материальная помощь, и лично — лично! — руководство "ЕР" и высшие должностные лица России поддержали вполне определенного кандидата в президенты. А народ избрал другого.
Просто люди не рабы и не скот. Не стоит все мерить на купюры и начальственное превосходство. Начальники получили по первое число от народа. И поделом. Надо быть проще. Я уж не говорю про воровство".
"Выборы в ЮО — прекрасный пример того, почему Кремль в лице Путина не допустит возвращения процедуры выборов губернаторов, — считает пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов. — Вы себе только представьте, что какой-то губернатор не единоросс или вовсе критикует политику центра?! Или про червячков в салатах на фуршете в Кремле говорит? И ведь снять его нельзя.
Сегодняшняя система выстроена в интересах отдельных лиц. Назначаемый губернатор всегда будет заискивать перед работодателем и не имеет возможности не согласиться с ним по различным вопросам. (Особенно это касается бюджетных отношений.) И отчитывается губернатор только главе государства. Если руководитель региона что-то сделал не так, но лукаво докладывает обратное, никто не может этому препятствовать — просто никому не поверят. Прекрасный пример тому Матвиенко или тот же Зязиков с миллионами квадратных метров.
Такая система приводит к недовольству основной массы населения за исключением госслужащих. И то лишь потому, что последние боятся потерять работу — хлеб. Думаю, так 12 лет мы не протянем... Точнее, не мы".
"Через 2 недели та же история повторится в Приднестровье, где, как бы ни старался Кремль, Смирнов переизберется на очередной срок, — пишет заместитель главного редактора журнала The New Times Илья Барабанов. — Та же история была в Абхазии, когда администрация президента воевала с покойным Багапшем, и на Украине, когда Путин с тогда главой АП Медведевым агитировали за Януковича, а дело кончилось "оранжевой революцией".
Я уж не вспоминаю, сколько раз Сергей Нарышкин мотался в Кишинев, пытаясь разрулить тамошний политический кризис. И медийную войну против Лукашенко тоже забывать не будем — переизбрался, как бы кому-то в Москве этого не хотелось.
Как только ситуация хоть на 0,1 процента выходит из-под их юрисдикции, они сразу проигрывают.
Они могут снять Рахимова, Лужкова или Илюмжинова — все законы под это переписаны послушным большинством. Но как только возникает позиция, когда над ситуацией надо хоть чуть-чуть подумать, сразу провал. Абстрактный Сурков оказывается крут для внутреннего потребления, а если ситуация станет действительно конкурентной — ну будет этот Сурков, как китайская "моторола" против хорошего Айфона."
"Единорос из Иркутска Сергей Тен описывает базовую историю легитимности партии власти. Почему "Единая Россия" сильна и почему она победит? А вот ответ, — цитирует депутата философ Кирилл Мартынов. — "Есть у меня уверенность в победе, — пишет Тен. — Причем абсолютная. Потому что в "ЕР" МУЖИКИ. В нас во всех чувствуется внутренняя сила".
Тен, таким образом, будто бы воспроизводит традиционную патриархальную риторику: мы, мужики, вытерпим и сможем, а наши оппоненты — плаксивые бабы. Но давайте посмотрим, кто на пространстве бывшего СССР делает сегодня реальную политику — отклонения от обреченной и предсказуемой траектории "технологов".
Таких человека три. Это Алла Джиоева, Роза Отунбаева и Юлия Тимошенко. Вот три наших политика. Самцы не рискуют, предпочитают подчиняться. В тайне надеясь, конечно, что однажды придет и их время быть начальником. А женщины, не связанные этим "мужицким" братством-покорностью, могут совершать поступки, которые невозможны для мужиков. Действовать, как сейчас Джиоева, не "по понятиям".
"На фоне крутых мужиков опять женщина оказалась с яйцами, — добавляет в копилку межгендерных размышлений экс-политик Ирина Хакамада. — И борются с ней не по правилам, а по законам административных боев без правил. Гордость мачо не работает, когда за власть держатся зубами и всеми прочими органами.
Если бы Южная Осетия признала выборы, то получила бы шанс быть признанной со стороны не только России и странных режимов. А это шанс стать настоящим самостоятельным государством, а не сателлитом при большой рыбе.
Жалко, если шанс будет упущен. Да и Россия могла бы поддержать оппозицию и найти компромисс. Заодно улучшила бы и свой имидж, и имидж стран зоны влияния. Но сложно это все, лучше попроще... Стоять на месте".
"В политике Кремля по отношению к Южной Осетии и Абхазии (наверное, для Приднестровья это тоже верно) изначально присутствовал стратегический изъян, политический просчет, — резюмирует журналист Дмитрий Шушарин. — В представлениях московских политиков идентичность местного населения сводилась к противопоставлению Грузии. В известном смысле это была проекция русской идентичности (русские противостоят всему миру) на совсем другие народы. Даже не народы, а весьма специфические группы.
А то, что там уже выросло поколение с сепаратистским самосознанием и мышлением, не желающее подчиняться никаким "великим соседям", не замечалось. Самой большой ошибкой в политике подчинения ЮО и Абхазии было их признание Россией и покупка их признания несколькими смешными государствами. "Назло бабушке отморожу уши" — единственным побудительным мотивом было желание нагадить в харчо Саакашвили (не Грузии даже, а именно ему). В результате был повышен статус и укреплены позиции сепаратистских образований, а каждое новое купленное Россией признание лишь усиливало эти позиции.
Так, не выиграв войны, Россия проигрывает мир, поскольку, в отличие от Грузии, не может предложить ЮО и Абхазии проекта мирного развития и процветания.
Кремлевским политикам остается лишь повторять заклинания о том, что осетины и абхазы никогда не замирятся с грузинами. И гадить осетинам, абхазам и грузинам, чтобы постоянно ссорить их друг с другом. Мерзкое и непристойное занятие. И бессмысленное. Сколько лет ни твердили в странах соцлагеря слова Готвальда "с Советским Союзом на вечные времена", век оказался недолог".