События минувшей недели выдались настолько бурными, что не хватит слов, чтобы описать хотя бы канву их обсуждения в Интернете. Несмотря на непрекращающиеся атаки "неизвестных" хакеров на блог-площадки, оппозиционные и даже просто честные информационные сайты, в эти дни и "Живой журнал", и "Твиттер", и "Фейсбук" выдавали "на-гора" стахановские объемы фактов, размышлений и дискуссий о прошедших выборах, ознаменовавшихся грандиозными скандалами, нарушениями и фальсификациями. О последовавших акциях протеста по всей стране — самых массовых, наверное, с 1993 года, не только не прекратившихся, но и все более усиливающихся. Об истериках напуганной власти, задержаниях сотен людей — уже не только политических активистов, но и простых граждан. Граждан, недовольных, что с ними в очередной раз захотели поступить, как со скотом. Приведем выдержки лишь из совсем немногих ярких постов блогеров за последние дни.
"Работал сегодня наблюдателем на выборах, — пишет Тарас Федосеев. — Если честно, то я верил, что если все поднимут попы с дивана, проголосуют за любую партию, кроме "Единой России", то что-то начнет меняться. Я честно думал, что в наших силах что-то изменить. Разумеется, ожидал всяких каруселей, вбросов, но я не думал, что будет просто п…ц. Теперь я представляю, как они там, наверху, ржали над нашими призывами, плакатами, роликами. Да положить они хотели на всех нас, вас и их…
Председатель комиссии схватил со стола не опечатанный пакет с бюллетенями и вместе с секретарем и какими-то еще членами комиссии ушел из зала. За ними пошел старичок из КПРФ, а вернувшись, сказал, что они уехали на машине. Какие, к черту, карусели?! Написали цифру от балды, сп...дили мешок и убежали!
Я стал общаться с оставшимися членами комиссии. Это женщины, преподаватели в этой школе. На мои слова: "Как не стыдно" и "Чему вы научите детей?" услышал в ответ: "Ты хочешь сказать, что мы шестерки?" "Иди спи! Разговаривать научись! — это говорила учительница лет 40–50. — Иди давай!"
Блогер обнародовал фотографии "сеятелей разумного, доброго и вечного". Для истории. Чтобы знали и всю жизнь помнили и их воспитанники, и собственные дети, и друзья, и соседи по подъезду. Эти "милые люди" за копеечное вознаграждение соучаствовали в махинациях с голосами москвичей. Многие из которых, пожилые люди например, шли на участки, преодолевая недуги, и даже умирали на участках от сердечных приступов, искренне думая, что они выбирают будущее своих детей и внуков.
"Осталось два часа до митинга на Чистых прудах. Это вовсе не "ещеоднапопыткасобратьтрехсполовинойинвалидовзадемократию", это не "огосподибожемойопятьэти". Это совсем другой случай, — пишет главный редактор издательского дома "Вокруг света" Сергей Пархоменко. - Потому что вчера ночью, когда вылезли на экран эти Еле-Еле-Пятьдесят-Процентов, как-то все сильно обрадовались и загордились. Вроде дракон повержен.
С чего вы взяли? Это все равно половина думских мест, а значит, любой закон принимается одним ударом штампа, хоть в восьми чтениях одновременно. Эти пятьдесят процентов украдены точно так же, как четыре года назад были украдены прежние семьдесят. То есть нет. Эти были украдены еще наглее.
Никаких пятидесяти процентов за "Единую Россию" в Москве нет. Это ложь. Это кража.
Я провел вчерашний день в разъездах между избирательными участками. А половину этого дня гонялся под дождем по Останкину за стадом нашистских балбесов в забрызганных грязью белых куртках. Их водили, как баранов, от участка к участку, и они там, видишь ли, волеизъявляли чего-то там, как дяденьки начальники им велели. Они обеспечивали эти пятьдесят процентов.
Много не наобеспечили, потому что уже с третьего участка их начали гнать. Чего они недосыпали в урны, то как раз теперь досчитывает в Центризбиркоме Чуров. Потом балбесов повели ночевать обратно — вот в этом хлеву, оборудованном в 57-м павильоне ВВЦ (фото в посте — прим. С.П.). Они там спят и жрут в перерывах между употреблением их в дело.
Знаете, зачем их привезли и тут держат вповалку? Для вранья и для охраны этого вранья. Они предназначены для того, чтобы охранять воров в процессе воровства. Вот сейчас — именно сейчас — Чуров с компанией оформляет кражу. А тридцать тысяч балбесов ждут в хлеву, погонят ли их обеспечивать этому ворью безопасность. Просто вот в настоящую минуту сидят там и ждут.
Вам нравится, что вашу судьбу определяет привозной скот? Вы согласны с тем, что им отдают право решать, как, с кем и чем вы будете жить здесь следующие десятилетия? Вы им доверяете? Вы им вручаете свою судьбу и своих детей?
Тогда давайте соберемся сегодня вечером. Они — и скот, и погонщики его — должны однажды увидеть, что мы есть. Когда-то должно стать понятно, что воровать просто так они больше не будут".
"Главный итог вчерашнего митинга: на него пришли не только и не столько обычные посетители таких мероприятий, а те, кто на митинги никогда не ходит. Слишком велика оказалась обида, нанесенная москвичам, — пишет фотоблогер Рустем Адагамов. — В толпе люди так и говорили: мы не за вашу "Солидарность", мы против Путина и его "Единой России". Это вполне понятная реакция на обман, на подлог, на попытку приписать себе чужие голоса, представить народ бессловесным быдлом, с которым можно делать все, что угодно.
Я такого количества людей на "демократическом" митинге не видел, кажется, со времен диссидентства Ельцина. Бульвар был заполнен до отказа, в какой-то момент полиция перестала пускать людей к сцене и они выстроились на трамвайных путях, вдоль домов по обеим сторонам бульвара. Несмотря на проливной дождь, несмотря на то, что ораторов было почти не видно и не слышно.
То, что случилось после, когда часть собравшихся попыталась пробиться в центр, пошла к Лубянке, избиркому, вступила в прямую конфронтацию с полицией, было уже спонтанной инициативой разгоряченных митингом молодых людей. Я думаю, что этого делать не следовало, но, судя по общему настроению, у народа где-то что-то сорвалось, люди были возмущены и потеряли страх перед организованной силой. Полиция в какой-то момент растерялась, она не была готова к такому активному противостоянию. Поэтому и стала хватать кого попало, в том числе журналистов. "Совсем распустились!" — кричал какой-то перепуганный не на шутку полицейский чин, бегая вдоль рядов кричащей и размахивающей кулаками молодежи".
Но многие пришедшие были потрясены, что на митинг не пришел почти никто из лидеров так называемой системной оппозиции: коммунистов, справедливороссов, представителей ЛДПР и "Яблока", чьи голоса, собственно, и пытались защитить! На следующий день в Интернете появились гневные обращения в их адрес: "Господа федеральные политики, Геннадий Андреевич Зюганов, Сергей Михайлович Миронов, Владимир Вольфович Жириновский, а также Григорий Алексеевич Явлинский и Геннадий Юрьевич Семигин и, прости Господи, Андрей Геннадьевич Дунаев, — пишет Иван Стариков. — Убежден, что многие граждане голосовали за возглавляемые вами политические партии благодаря призывам Алексея Навального и ряда лидеров интернет-сообщества и несистемной оппозиции. Именно их усилиями "Единая Россия" получила точное несмываемое народное клеймо — "партия жуликов и воров", и ее незыблемый рейтинг стал обваливаться на глазах, и у вас нет морального права оспаривать это.
Вчера вы совершили политическую ошибку: не пришли на митинг против массовых фальсификаций, и те 10 тыс. человек, настоящих граждан, в основном молодежи, стоя под ледяным дождем, отстаивали свои и ваши права. И не только на вашу безбедную, сытую жизнь на думских харчах, правительственных госдачах и санаториях. Очевидно, вы сильно озабочены не воровством наших голосов, а дележом думских портфелей, кабинетов и мигалок.
Напоминаю вам, граждане России собрались у памятника Грибоедову промозглым декабрьским вечером отстоять нашу и вашу свободу. Многие из них: Илья Яшин, Алексей Навальный и другие — были арестованы, оказались в застенках и уже приговорены к различным срокам заключения.
Ответьте, почему до сих пор никто из вас не возвысил голос ни от себя лично, ни от ваших партий, не обратился к президенту РФ, генеральному прокурору или премьер- министру по фактам незаконных и преступных действий сотрудников силовых структур? Партийные вожди, скажите нашему народу, вы настоящие политики или неисправимые и безответственные политические бл…ди?"
Не прошло дня, как пристыженные политики начали тоже осторожно высказываться в поддержку протестующих. А кто-то — как Сергей Митрохин или Геннадий Гудков — и сам появляться на акциях протеста, выручать задержанных.
В эти дни мы наблюдаем еще один феномен: свое активное отношение к происходящему начали высказывать люди, которые еще вчера никак не считались "несогласными" или были максимум "фрондой".
"На вход была огромная очередь и только одна металлическая рамка, — пишет светский обозреватель Божена Рынска, чье видео задержания на следующий день облетело Интернет. — Народу было очень много. Шубу решила вывернуть подкладкой вверх. И прикрыть платком…
…Вижу кучу ОМОНа у Альфа-банка, кто-то их инструктирует. Сворачиваем на Лубянку. Намертво встаем. Проезжает военная техника. Прямо передо мной перекрывают Лубянку. Бойцы становятся по всей улице поперек. У всех — щиты. Мне грозят, чтобы я не снимала. Я показываю фак и продолжаю снимать. Люди вокруг из машин тоже снимают. Говорят, что демонстранты хотят выйти к Лубянке. Как же власть сс…т безоружных людей, как же очкует! ОМОНа столько, что, кажется, армия на улицы вышла".
"Сурков не понял, что нас уже не устраивает пакт "Колбаса в обмен на демократию". Ладно Медвепуты оторваны от реалий — там космос. Но он-то чего? Говорят, смышленый парень?
…Власти действуют еще топорнее, зачем послали войска в центр, многие мои знакомые, увидев машины, идущие утром со всех сторон, пошли на Триумфальную. Зачем провоцировать?
Ну тусанули регионы, но "ЕдРу"-то зачем в Питере и Москве рисовать было 50 процентов — зачем опять провоцировать? Вы че там? У вас же широкополосный Интернет в госорганах бесплатный…
Достало вранье и достал СТИЛЬ. Именно поэтому, все, кто уважает СЕБЯ, просто обязан пойти на митинг 10 декабря", — пишет банкир Олег Тиньков.
"Вы чего-то другого ждали? — задает риторический вопрос известный политик 90-х Альфред Кох. — Думали, что Явлинский победит, что ли? Или что Миронов вдруг порвет свою связь с Кремлем, ударится о землю и превратиться в доброго молодца? Или что испортят бюллетень более 40 процентов избирателей?
…Перестаньте писать им открытые и закрытые письма. Перестаньте ходить на их совещания, входить в их общественные советы, перестаньте их спасать. Эти люди не заблуждаются. Они это делают вполне осознано, тщательно проанализировав те альтернативы, которые вы им постфактум предлагаете учесть. Просто они считают, что у них миссия такая — нас пасти. Пасти и доить, а иногда — отправлять на мясокомбинат. И все. И какие возражения могут быть у коров? Они нисколько не сомневаются, что коровы против. Для них это не новость.
Никакого сотрудничества. Ни интеллектуального, ни творческого, ни человеческого. Человек, перешедший в тот лагерь, просто перестает существовать. Он умер, его нет. Он просит о помощи — ноль внимания. И его тоже никогда ни о чем не просить. Он просит совета — кладешь трубку. Они сами захлебнутся в собственной блевотине. Вот увидите. Просто отойдите и не мешайте им. Не спасайте их. Не помогайте им. Вот и все, что от вас требуется".
Мнение бывшего лидера "Правого дела", миллиардера Михаила Прохорова: "Во всех крупных и средних городах выделить удобные для граждан места для свободного выражения мнений (аналог Гайд-парка в Лондоне, в Москве, например, Парк имени Горького). Пусть Интернет выйдет на улицу, и у власти будет возможность слушать своих граждан и принимать нужные решения (а не выводить "Наших", провоцируя противостояние в обществе, и не заниматься ремонтом трубопровода именно там, где люди хотят собраться).
Партия власти нуждается в серьезном реформировании, и сделать это должен человек, который вел эту партию на выборы. Медведев, как лидер списка, мог бы эффективно руководить Думой, сделав ее "местом для дискуссий" и центром законодательной инициативы.
…После президентских выборов провести реформу политической системы (наши предложения были подробно изложены в манифесте "Правого дела" образца до 14.09.11), и в случае, если спокойствие и позитив в стране не восстановлены, провести новые выборы в Думу. И обществу, и власти предстоит пройти большой путь навстречу друг другу. Но другого пути я не вижу, и своей стране не желаю…
А кстати, напоследок задаю модный риторический вопрос: "А не пора бы списать на берег "кукловодов" и "волшебников"?" Плыть бы стало и быстрее, и свежее".
"Меня, как и многих, чрезвычайно тревожит развитие ситуации. "Вертикаль" еще не осознала, какую засаду она сама себе устроила, — пишет писатель Борис Акунин. — Выборный мухляж много раз сходил ей с рук, а в этот раз не сошел. Потому что общество потихоньку эволюционировало, а "вертикаль" этого не заметила.
Оказывается, с нами так уже нельзя. Во всяком случае, в Москве нельзя.
Столичные жители всерьез обиделись, и в результате произошло то, чего все давно ждали.
Средний класс (а не какие-то там сурковские "раздраженные городские сообщества") вышел из политической апатии. Процесс этот необратим.
Глупая агрессивность московских властей лишь подливает керосина в огонь. Эти неумные люди думают, что бояться надо охлоса на Манежке, а "интеллигентов" они легко запугают дубинками и арестами. Вот что значит плохо учиться в школе и совсем не знать истории.
Властям необходимо срочно уходить от курса на конфронтацию. Не дай бог их омоновские дуболомы ненароком или в раже убьют кого-нибудь из особенно горячих демонстрантов, и тогда начнется революция.
Президентскую кампанию своего вождя кремлевцы уже обрушили — с этим ничего не поделаешь. Не вышло бы хуже.
Оппозиции и обворованным партиям следует как можно скорее создать московский координационный центр, который смог бы не только возглавить движение протеста, но и удержать его в мирных рамках. А также выработать единые требования.
Как минимум — новое голосование на всех участках, где есть серьезные причины подозревать фальсификацию. И, разумеется, возбуждение уголовных дел в отношении председателей избирательных комиссий.
Мне кажется, сегодня это самый простой способ снять напряжение в столице. Потом цена будет выше".