Выступление Ксении Собчак на церемонии вручения кинопремии "Ника", где она начала "приставать" с вопросами о политической позиции к артистке Чулпан Хаматовой, вызвало неоднозначную реакцию даже у людей, настроенных оппозиционно. И дело не только в одиозности фигуры экс-ведущей "Дома-2". Но и в том, что ее действия и в самом деле могли создать ощущение некоторой неловкости, в том числе у тех, кто сам хотел получить наконец у Хаматовой ответ на вопрос, по доброй ли воле она записывала тот злополучный пропутинский ролик или не совсем.
Народный артист Евгений Миронов спешно поднялся на сцену, чтобы "защитить" народную артистку Хаматову. Он говорил именно о неуместности того, чтобы поднимать эту тему в это время и в этом месте. Дескать, тут люди воскуряют фимиам музам, искусство, "и все такое", а Собчак — со своими скандальными, создающими неловкое положение вопросами.
Она, кстати, и сама это прекрасно понимает. После произошедшего напомнила в своем блоге, что "вопрос "Юры-музыканта" Путину про разгон митингов тоже был "не к месту" (любопытно, что он был задан на встрече, где тоже присутствовали "селебрити", в том числе и Хаматова), однако и на неуместные и простые до банальности вопросы тоже хотелось бы иногда получать ответы.
Отдельно подчеркну для тех читателей, которым это не понятно сразу, что в данном случае я целиком выношу за скобки личность Ксении Анатольевны во всей ее одиозности и неоднозначности. Речь не о ней, а о ее действии.
Есть нечто общее между "выходкой" Собчак на "Нике" и акцией Pussy Riot в храме. Интересно, что среди моих знакомых, которые негативно отреагировали на акцию "панк-феминисток", есть и люди, совершенно не религиозные, например пожилой уже убежденный атеист советской закваски. Очевидно, акцией в XXC возмущаются отнюдь не только воцерковленные и истовые верующие. Она вызвала раздражение у людей, настроенных в общем консервативно, вне зависимости от их религиозных убеждений. Не за счет "кощунства" или "богохульства" вызвала она это раздражение у таких людей, а за счет самой по себе скандальности, эпатажности, нарушения приличий и устоявшегося порядка.
Точно так же, уверен, многим, не питающим симпатии к Путину и агитаторам за него, стало неловко, когда Собчак нарушила заведенный порядок и вместо слов о "высоком" задала народной артистке РФ действительно очень бестактный в данной ситуации вопрос.
Но ведь в этом и суть акционизма! Он редко выглядит красиво, элегантно или привлекательно с эстетической точки зрения и почти никогда с точки зрения хороших манер.
Помнится, мне было жутко неловко присутствовать на одной пресс-конференции в первой половине нулевых, когда у нацболов был период так называемого "продуктового терроризма" (они забрасывали одиозных и непопулярных ВИП-персон всем, что Бог послал, от помидоров до майонеза)… Даже смотря на это, конфузишься, а представляете, сколько смелости надо, чтобы это совершить, зная, что почти наверняка тебя сочтут не только более или менее "отмороженным", но еще и нелепым, неуместным "придурком"?
Собчак и Pussy пошли на это, отринув не только страх, но и "стыд", а точнее стеснение.
Ксении, кстати, не привыкать. Как к ней ни относись, но то, что она мужественно выстояла под освистыванием во время выступления на митинге на проспекте Сахарова, — это факт. И главным в их поступках была все же не форма, а содержание, что сейчас, между прочим, пытаются всеми силами замолчать критики Pussy Riot.
В западном мире публичная демонстрация, высказывание своих политических убеждений или даже начало дискуссий на эти темы в ходе самых что ни на есть гламурных и светских мероприятий — дело частое и нормальное. Можно вспомнить, к примеру, церемонию вручения "Оскара", которая почти совпала с началом войны в Ираке. Американские артисты, придерживающиеся "правых" взглядов, проходя по красной ковровой дорожке, показывали в камеру пальцы, сложенные знаком победы (V). Кто-то из актеров-патриотов находчиво и остроумно пришил на подкладку смокинга уменьшенный американский флаг и в какой-то момент элегантно распахнул полу перед фото- и видеокамерами. Те же звезды кино, кто придерживаются левых и пацифистских убеждений, получая статуэтки американской киноакадемии, не стеснялись, стоя на главной сцене, обращаться к залу не только с речами благодарности за награду, но и со словами протеста против войны или политики американского государства. Про какого-нибудь насквозь политизированного Майкла Мура, который и на сцене в Каннах с "Золотой пальмовой ветвью" в руках не преминул заклеймить политику Белого дома, и говорить нечего.
Поэтому возмущение бросившегося на сцену Миронова со словами в духе "что вы себе позволяете" представляется довольно провинциальным и, по крайней мере, не менее спорным, чем поступок Ксении Собчак.
Политическая полемика или прямое выражение своей гражданской позиции не всегда идут рука об руку с хорошими манерами или тактичностью.
Иногда имеет смысл предпочесть первое второму.
Вы можете оставить свои комментарии здесь