Неделя накануне оглашения приговора участницам панк-группы Pussy Riot выдалась бурной: акции в поддержку узниц совести прошли по всему миру — от Кракова до Хельсинки, от< Вены до Москвы. В Санкт-Петербурге акция прошла около мечети. Мусульмане северной столицы отнюдь не проявили себя средневековыми дикарями, а некоторые даже соглашались с лозунгом на плакате девушки в маске-балаклаве: "Мухаммед, Путина останови!" О поддержке молодых женщин заявили экс-президент СССР Михаил Горбачев, музыканты Пол Маккартни и Моби. О своем намерении принять участие в акциях "Освободите Pussy Riot" — модельер и дизайнер мебели Филипп Старк и голливудский актер Джон Малкович…
"Перед объявлением приговора по делу Pussy Riot можно констатировать, что незначительный с виду перформанс панк-группы стал самым мощным политическим демаршем в путинской России, — отмечает Гарри Каспаров. —
Топорная реакция Кремля, несомненно, вызвана дерзким покушением на сакральные символы абсолютистской власти…"
"Если завтра будет обвинительный приговор, это значит три варианта, — полагает Марат Гельман. —
- Путин неадекватен. Дал волю личной мести в ущерб стране, власти, себе, своему окружению. Или решил так поблагодарить Кирилла за поддержку. То есть — самодур. Его ничего кроме личных ощущений не волнует.
- Принято решение — Россия движется в сторону фундаментализма. И это такой бескровный способ дать всем понять. Все уже. Следующий шаг — закон об уголовном преследовании за пропаганду атеизма и т. д. Не нравится? Уезжайте. Суд над Пусси -предупреждение. Бескровное переключение страны из одного состояния в другое.
- Они все в администрации дураки. Не умеют считать на шаг вперед. Отсутствуют аналитики. Обрадовались, что вроде как Пусси дискредитирует оппозицию и решили поддать. Ну то есть Володин не на своем месте. Оказался глупей, чем кажется. А потом все подтасовывают, чтоб оправдать свои ошибки. И уже боятся, что-то изменить, чтоб еще хуже не было".
Мнение Тины Канделаки: "Удивительная способность российской власти — все, что она делает хорошо, показывать плохо, а все, что она делает плохо, показывать настолько плохо, что на это уже обращают внимание во всем мире.
Уже разве только Барак Обама ничего не сказал о Pussy Riot. Но думаю, если дело так пойдет и дальше, то обязательно скажет… Как бы российская власть теперь ни старалась доказать миру, что они не умеют ни петь, ни танцевать и вообще никакого художественного интереса не представляют, это уже невозможно.
Они — главный музыкальный прорыв, которого Россия не видела со времен Дягилевских сезонов. И боюсь, что еще долго не увидит, в сфере музыки — так это точно.
Что касается Pussy Riot, абсолютно очевидно, что таланта у них нет. Но безграничный талант масштабировать мышь до размера горы есть у нашей власти. Только она могла в период отсутствия героев в нашей стране создать самую популярную группу в России.
Теперь уж абсолютно точно западные продюсеры помогут раскрутить девочек — реалити-шоу "Юные девушки за решеткой в России" теперь транслируется на весь мир. И весь мир с упоением следит за развитием событий…
Я лично глубоко убеждена, что три девочки точно не могут развалить Русскую православную церковь. И если они представляют опасность для православной церкви, то, может, это проблема самой церкви? И если это так, то, может, на самом деле стоит патриарху Кириллу задуматься над тем, что говорить надо со всеми вне зависимости от их религиозных верований и поступков, комментировать происходящее необходимо для того, чтобы люди понимали отношение церкви и ее иерархов ко всему, что вокруг происходит. Всего один разговор патриарха с девушками поставил бы жирную точку в этой истории. Понять и простить. Этот слоган даже в Comedy Club пользуется популярностью, потому что все хотят верить в лучшее".
Мнение Бориса Акунина: "При отсутствии нормального суда, нормального парламента и нормальных выборов у обычного человека мало способов бороться с несправедливостью — протестовать в Интернете или пойти туда, куда нельзя не пойти, и просто предъявить себя. Не виртуального, а материального. Вот он я, не ник из "ЖЖ" и не этикетка из "Фейсбука", а имярек, живой человек. Смотрите, что я поддерживаю и против чего протестую. Я сюда пришел, потому что других способов выразить мою позицию вы мне не оставили.
17 августа, на мой взгляд, именно та ситуация, когда нельзя не пойти.
К трем часам я поеду в Хамовнический суд, чтобы просто побыть там. Многие, чьи фамилии стоят под этим обращением, тоже собираются девиртуализироваться, так что я рассчитываю в 7-м Ростовском переулке не только встретиться со знакомыми, но и познакомиться с интересными мне людьми. Никто из них, по-моему, не надеется, что их приход как-то повлияет на вердикт — понятно, что решения такого рода у нас принимаются не в райсудах. Но Верховный суд от нашего письма отмахнулся, поскольку деятели культуры "не являются участниками процесса". Ну, так вот завтра деятели культуры придут продемонстрировать, что являются и еще как являются. Неохота жить в теократическом государстве, где гнев церковников и постановления Трульского, а также, прости Господи, Лаодикийского соборов для прокуратуры и суда важнее Конституции".
Обращение одного из солистов легендарной группы "Битлз" Пола Маккартни: "Дорогие Надя, Катя и Маша, я пишу, чтобы поддержать вас в это трудное время. Я хочу, чтобы вы знали: очень надеюсь, что российские власти будут соблюдать принцип свободы слова для всех граждан вашей страны и не накажут вас за ваш протест. В цивилизованном мире многие люди имеют право высказывать свое мнение, если это не приносит никому вреда, и я уверен, что это наилучшая практика для любого общества. Я надеюсь, что вы останетесь сильными, и уверен, что я, так же как и многие другие люди, которые, как и я, верят в свободу слова, сделают все возможное для того, чтобы поддержать вас и принцип свободы творчества.
Желаю вам удачи".
Большинство из титулованных, вальяжных и сытых российских "звезд" (обычно совершенно неизвестных за пределами СНГ), зависимых от подачек власти, хранят молчание.
В лучшем случае. Разве что как раз известный на Западе победитель Евровидения Дима Билан может себе позволить высказаться в духе: мол, хорошо б отпустить…
"Какое давление на Россию со стороны западных звезд и правительств! Двойные стандарты в действии. Пусть западные звезды забирают ПУССИ на гастроли прыгать голышом по своим храмам", — написал в "Твиттере" Олег Газманов.
Правда, дотошные блогеры вскоре выяснили, что сам исполнитель песен "Москва" и "Офицеры", оказывается, строчит свои патриотические твиты о "цивилизации вырожденцев" отнюдь не из Москвы. Он давно проживает не в нашей "высокодуховной" и "суверенной" стране, где на днях в аварию угодил нетрезвый водитель на дорогой иномарке с номерами посольства Мальты, оказавшийся священником. А в самом сердце "цивилизации вырожденцев", в Италии. Купил дом где-то между Луккой и Пизой.
"Судье Сыровой сегодня предоставили госохрану. Говорят, какие-то экстремисты угрожали судье. Может быть, даже божьей карой, — пишет Кирилл Мартынов. — Государство собирает налоги, на которые выплачивает судье жалование с надбавками и отпускные. Она куда-то проталкивает своих детей и родственников. Деньги получают приставы, оперативники, следователи, тюремщики, прокуроры, — все это из наших карманов. Они устраивают позорный суд, над которым смеется и которым ужасается весь мир. А теперь ко всему этому приставляется госохрана. Чтобы было совсем уж определенно ясно, зачем существует власть в Российской Федерации.
А вот вспомните, обвинители мотивировали необходимость продления ареста тем, что Pussy Riot могут растерзать православные верующие на улицах, а потому в тюрьме им будет безопаснее. А может быть, судью Сырову тогда в тюрьму для надежности?
И главное — кто даст нам госзащиту от судьи Сыровой? От суда без свидетелей, с подложными экспертизами, построенными вокруг "умаления духовных основ государства" и прочего эзотерического бреда, которого нет в законах России.
Это все невероятный сюжет. Мы читали в книжках о таких судебных процессах, сначала при царизме, про Ленина и жандарма, потом про покаянные речи старых большевиков во время чисток, но это все история, живые реальные люди такого устраивать на глазах всех не могут. И вот мы присутствуем при истории. Более того, мы ее участники. У каждого сегодня есть выбор — отойти в сторону и промолчать, участвовать в расправе, захлебываясь от восторга, или заявить о том, что суд Сыровой не является судом.
Судебный процесс над Pussy Riot не имеет аналогов в новейшей европейской истории. Нет никаких финских профессоров, осужденных за неправильную молитву в церкви, нет никаких законов о тюремных сроках за танцы в церкви, — все это имеет отношение только к арабскому миру, и там все в комплекте: дремучее невежество, унижение женщин, закрытые границы, бесправие граждан.
Этот суд будет иметь катастрофические последствия для страны. "Религиозное возрождение" последних двадцати лет в процессе над Pussy Riot используется как таран для уничтожения формальных остатков Конституции и законов на территории России. Россия живет не по законам, а по понятиям, и теперь от имени судьи Сыровой нам объясняют: да, это нормально. Да, людей в России можно судить и сажать за те проступки, которые не описаны в законах как преступления. Не важно, что ты не совершал преступления, если ты нам не нравишься, то одна-две статьи для тебя всегда найдутся.
Любого гражданина Российской Федерации могут осудить не только за преступление, которое он не совершал, но и за преступление, которого вообще не существует.
У вопиюще циничного суда Сыровой есть конкретная цель, которую, возможно, не осознают даже сами исполнители. Объявить о том, что никаких законов, даже формально выполняемых, на территории страны нет. Объявить на весь мир, так, чтобы ни у кого больше не оставалось сомнений.
Жизнь в России после 17 августа 2012 года — территория вне закона".
Адвокат участницы Pussy Riot Елены Толоконниковой Марк Фейгин по просьбе подзащитной опубликовал накануне приговора в своем блоге письмо подзащитной из застенков СИЗО: "У меня не вызывает гнева тот факт, что я сижу. Я не держу зла. Личного зла — нет. Но есть зло политическое. Наше тюремное заключение служит явным и отчетливым знаком того, что свободу отбирают у всей страны. И эта угроза уничтожения освободительных, эмансипационных сил России — то, что заставляет меня гневаться. В малом видеть большое, в знаке — тенденцию, в частном — общее.
Феминистки второй волны говорили: "Личное — это политическое". Так и есть. Дело P.R. показало, как частные проблемы трех человек, обвиняемых в хулиганстве, могут дать жизнь политическому движению. Частный случай подавления и гонений на осмелившихся взять Слово в авторитарной стране всколыхнул мир: активистов, панков, поп-звезд и членов правительств, комиков и экологов, феминистов и маскулинистов, исламских теологов и христиан, которые молятся за PR.
Личное истинно стало политическим. Кейс P.R. собрал воедино столь разнонаправленные силы, что мне до сих пор трудно поверить в то, что это не сон. Происходит невероятное для современной российской политики: требовательное, упорное, властное и последовательное воздействие общества на власть.
Я благодарна каждому, кто сказал: "Свободу P.R.!" Мы с вами сейчас образуем большое и важное политическое Событие, и путинской системе все сложнее с ним совладать. Какой бы ни был приговор P.R., мы и вы уже побеждаем. Потому что мы научились гневаться и говорить политически.
P.R. счастливы, что смогли возбудить на подлинно коллективное действие и что политическая страсть ваша оказалась настолько сильна, что преодолела преграды языков, культур, жизненных миров, экономических и политических статусов. Кант сказал бы, что не видит иной причины этому Чуду, помимо морального начала в человечестве. Спасибо вам за Чудо".
Вы можете оставить свои комментарии здесь