На минувшей неделе продолжились репрессии в отношении гражданских активистов. Президента Ассоциации поморов Архангельской области Ивана Мосеева обвинили в экстремизме и работе на норвежскую разведку. В отношении московского активиста Дениса Юдина возбудили уголовное дело за то, что отпечатки его пальцев якобы были обнаружены на антипутинском баннере. Продолжается преследование беременной уральской журналистки Оксаны Пановой. Четыре с половиной года тюрьмы получил первый осужденный по "болотному делу" Максим Лузянин. В то же самое время "не нашли уголовки" по делу о "московских рабах", целое десятилетие томившихся в магазинном рабстве, а из-под стражи может выйти убивший человека боксер Расул Мирзаев. Но ко всем этим "прелестям" общество уже привыкло — скорее вызывает удивление та неделя, когда их не происходит. Что действительно внове, так это целый вал новых антикоррупционных дел в отношении бывших коллег экс-министра обороны Сердюкова и по злоупотреблениям в программах АТЭС и ГЛОНАСС. Блогеры гадают, что это — действительно начало борьбы с коррупцией, масштаб которой уже угрожает властям потерей не только рейтингов, или обострившаяся "борьба кланов"?
"Три шоу-процесса о якобы борьбе с коррупцией гремят костями по госканалам, — отмечает Олег Козырев. — Аркадий Мамонтов успел соорудить разоблачительный фильм о страшно коррупционном Сердюкове. Для комментариев к фильму звонили даже Газаряну и взяли комментарий у Витишко.
Ребят-экологов расспросили про сердюковские дачи в краснокнижных лесах, забыв сказать зрителям, что экологов хотят посадить за защиту от дач не только сердюковских, но и ткачевских и путинских.
Мамонтов чуть не повизгивал от патриотизма и, подпрыгивая, кричал, что вот оно, мол, началась борьба с коррупцией. Видите, мы про Сердюкова говорим!
Нам визжать от избытка чувств нет смысла. Помним и пустышки-дела по "оборотням в погонах", и по подмосковным прокурорам, и медиаобработку по Лужкову. Все три дела идут по классической схеме "сажаем только замов". Это и в истории с АТЭС, и в истории "Оборонсервиса" и особо цинично в истории с ГЛОНАСС (где, как мы помним, глава администрации президента Сергей Иванов два года мужественно молчал про коррупцию). По многим признакам эти процессы так и останутся пшиками. Фундаментально и всерьез Путин ничего поменять не способен.
Однако, я думаю, кое-что поменяется. Это отношение путинской элиты к Путину. Немотивированные (с точки зрения кланов) атаки лишь усилят брожения в стиле "Путин заболел" и "а он точно в порядке?".
Клубок самых парадоксальных фобий во главе государства начал быть источником нестабильности даже для ближайшего окружения. А ближайшее окружение это не мирные оппозиционеры. На асфальт в знак протеста садиться не будут".
В СМИ промелькнула информация, что Сердюкова "пристроили" на должность советника Чемизова в госкорпорацию "Ростехнологии". И хотя потом информацию опровергли, Максим Александров полагает, что слух возник не на пустом месте: "Может быть, кому-то будет интересно: выступал за поэтапное сокращение Вооруженных сил, считал, что армию нужно формировать по смешанному принципу с последующим переходом на контрактную основу. После ухода с должности, согласно специальному указу президента, приступил к обязанностям советника гендиректора компании "Росвооружение". Затем назначен главным военным советником генерального директора ФГУП "Росвооружение" — "Рособоронэкспорт".
Это о министре обороны Павле Грачеве. 1996 год. И я вас уверяю: это нормальная практика. А те, кто хохочут, просто не интересуются миром, а интересуются своими фантазиями о том, как мир должен был бы быть устроен, по их наивному мнению".
На слухи о новом возможном трудоустройстве Сердюкова блогеры реагировали нервно.
Владимир Соловьев пишет: "Сердюков-советник… Это даже не пощечина, это ушат помоев нам на голову. Хотя бы дождались завершения следствия".
Сергей Доренко считает: "Ошиблись певцы борьбы с коррупцией, нет, это просто борьба кланов, иначе генералиссимуса Сердюкова не стали бы пристраивать на теплое местечко".
Глеб Павловский так прокомментировал новость о том, что Сербия попросила у России миллиард долларов: "Вот ключ к проблеме Сердюкова: назначь его спонсором Сербии, и все довольны. В Кремле просто нет воображения".
Андрей Мальгин тем временем обнаружил еще одно пересечение "дела Сердюкова" и "списка Магнитского". Мир, как говорится, тесен…
"Сегодняшние "Ведомости" пишут, что по результатам трехлетнего следствия о пропавших из бюджета ГЛОНАСС миллиардах никакого дела о хищении средств так и не было возбуждено, — иллюстрирует ход "борьбы с коррупцией" Антон Носик. — Нет ни задержанных, ни обвиняемых, ни подозреваемых. Пишут, что в начале июня 2012 года заведено дело о злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ), в рамках которого и прошли на прошлой неделе резонансные обыски.
Сразу вспомнился комментарий Путина по поводу других миллиардов, исчезнувших в "Транснефти" при строительстве ВСТО: "Если бы там было что-то уголовно наказуемое, то, я вас уверяю, там уже давно за решеткой сидели бы люди, — объяснил нацлидер на встрече с писателями. — Есть нарушения и нарушения. Есть нарушения действующего законодательства, которые являются уголовно наказуемыми деяниями: хищения, кражи, обман, подкуп, взятки. А есть нарушения, которые не являются уголовно наказуемыми, — это нецелевое расходование средств".
Тут можно было бы, конечно, напомнить Путину, что про нецелевое расходование бюджетных средств в УК РФ есть отдельная статья за номером 285.1. Но чтобы понять логику отечественной юстиции, не нужно читать законы, а нужно как раз Путина слушать.
Принцип "раз никого не посадили — значит, никто не виноват" объясняет происходящее в стране много доходчивей любых писаных законов.
Состав и событие преступления у нас возникает не тогда, когда кто-то украл миллиарды, а тогда, когда кого-то решили привлечь по соответствующей статье. А если не было команды сажать — значит, не было и преступления".
Блогер makhk замечает, что в деле ГЛОНАСС "козлами отпущения" могут сделать обычных инженеров, что нанесет лишь еще один удар по российской космической отрасли и науке: "Возникает вопрос, как могли "похищаться бюджетные деньги" при составлении ТЗ, по факту — бумажки с параметрами полетевших и работающих спутников? Я не вижу никакого варианта таких хищений, кроме расправы с инженерами в стиле процессов 1937 года.
Разумеется, при создании спутников нарушения были. При любой разработке можно накопать нарушений на кучу уголовных дел. Сложившаяся система работы на государственного Заказчика работать без нарушений не позволяет. По нормативам полагается в себестоимость продукции, поставляемой МО РФ, закладывать заработную плату, среднюю по отрасли в стране, найти специалистов, создать работающий спутник за такую зарплату невозможно. Специалисты могут найти более спокойную и не менее интересную работу за в разы (!!!) большие деньги. Чтобы удержать специалистов, начальство идет либо на раздутие штата (где за счет уменьшения зарплаты ниже среднеотраслевой многим увеличивает зарплату ведущим специалистам), что в условиях требуемой "секретности" при создании ГЛОНАСС сделать было сложно, либо организует цепочки фирм, не ведущих деятельности, работающих как подрядные организации, но выплачивающих зарплаты ведущим специалистам.
Вторая часть "растрат" — это покупка комплектующих уровня "military space grade", которые могут работать в космосе. В России такие не выпускаются, в Китае тоже. Покупать их надо в США, у которых существуют ограничения на поставку таких комплектующих в Россию. Это означает, что за такие микросхемы переплачивалось в разы и десятки раз. Например "космический" аналог гражданской микросхемы стоимостью в 1000 рублей в "космическом исполнении" может стоить за миллион.
В этом деле поражает слепота нашего руководства, не видящего прямых последствий уголовного преследования разработчиков.
Команда, у которой "Фобос-Грунт" стал космическим мусором, уголовному преследованию не подверглась, а команда, создавшая работающий космический сегмент "ГЛОНАСС", сейчас под следствием с хорошей перспективой демонстративных посадок. Это означает, что теперь стоящий специалист 10 раз подумает, зачем ему работать на государство.
Зато в Петербурге одновременно с созданием спутникового сегмента системы "ГЛОНАСС" начали строить футбольный стадион, который по первоначальной стоимости обходился городу в 7 млрд рублей, потом за строительство этого проекта взялась компания Дерипаски и стоимость стадиона выросла до 44 млрд. Стадион до сих пор не построен. Как вы думаете, сколько уголовных дел завели на Дерипаску и Ко? Правильно! НИ ОДНОГО!!!"
А Дмитрий Ольшанский возвращает нас к процессу над Мирзаевым и через призму этого дела осмысливает сложившуюся сословность современного русского общества: "То, что происходит с Мирзаевым, — это ад... Образована четкая иерархия того, кто и как должен быть наказан в случае убийств, драк, ДТП и проч. По степени ужесточения она выглядит так:
- Госслужащие любого типа — почти всегда отпускать.
- Северный Кавказ — по возможности отпускать, самые легкие сроки.
- Необразованное население — сажать, но не всегда жестко и потом проявлять гуманизм по УДО и т. п.
- Интеллигенция и политические — сажать жестко, гуманизма не проявлять. Такая вот вырисовывается сословность".
"Исключений из сформулированных тут правил наберется, пожалуй, не слишком много. По крайней мере из тех дел, которые на слуху", — соглашается с ним Владимир Варфоломеев.
Вы можете оставить свои комментарии здесь