Издание Wall Street Journal 10 января опубликовало рейтинг стран, в котором учитывался уровень свободы экономики.
Россия набрала 51.1 балл и оказалась на 139 месте в рейтинге. На одну строчку выше располагается Гвинея-Биссау, ниже — Вьетнам. Таким образом, экономика страны осталась "преимущественно несвободной".
За год Россия продемонстрировала рост показателей всего на 0,6 пункта. Как отмечают эксперты, некоторые улучшения в 6 из 10 учитываемых показателей в значительной степени "компенсированы" заметным снижением свободы труда и капитала. Россия занимает 41-е место из 43 европейских стран, и ее общий балл ниже мировых и региональных средних показателей.
Относительно высокий экономический рост, как указывают аналитики, был достигнут, в основном, за счет продажи нефти и газа. При этом
основы для долгосрочного экономического развития остаются хрупкими без эффективно функционирующей правовой базы.
Коррупция становится все более непреодолимой, отмечают эксперты. Государство сохраняет огромное присутствие во многих секторах экономики за счет госпредприятий, вес госсектора выше, чем внутренних частных и иностранных банков.
Прогресс после рыночно-ориентированных реформ был неровным, он часто "тормозит" тех, кто заинтересован в сохранении "статуса-кво", говорится в статье. Нормативная среда, имеющая ограничительный и обременительный характер, препятствует росту частного сектора и существенно тормозит полноценное экономическое развитие. Одновременно с этим, растущее инфляционное давление представляет собой значительный риск для общей макроэкономической стабильности.
Далее следует подробный анализ показателей, используемых в рейтинге. Уровень коррупции в стране вырос и достиг 24 пунктов, а право собственности осталось на прежнем уровне. Как отмечается, правовая база в России не была полностью модернизирована. По словам экспертов, верховенство закона не поддерживается, законы применяются непоследовательно, и судебная система является уязвимой для политического давления. Частное право уязвимо, заключать контракты не всегда безопасно. Нарушения прав интеллектуальной собственности продолжаются. Коррупция остается серьезной проблемой для предприятий и инвесторов.
Ситуация в сфере налогообложения не изменилась, общая налоговая нагрузка остается на уровне 27,2 процента от общего национального дохода. При этом госрасходы снизились до уровня, эквивалентного 39 процентам от ВВП, что, вкупе с доходами от нефти, привело к профициту. За год госдолг был снижен до 10 процентов от общего объема внутреннего производства.
Бизнес-среда показала незначительные улучшения, но правила для бизнеса остаются обременительными.
Бюрократические препятствия и непоследовательное применение законов делают предпринимательскую деятельность неопределенной. Устарелые положения Трудового кодекса ограничивают рост занятости и производительности труда. Государство влияет на цены через обширные субсидии и многочисленные госпредприятия.
Несмотря на уступки, сделанные после присоединения России к ВТО в 2012 году, сохранившиеся нетарифные барьеры повлияли на поток товаров и услуг. За исключением нефтегазового сектора, рост прямых иностранных инвестиций был реализован из-за дефицита инвестиционной структуры. Государственные финансовые институты дополнительно укрепили свои позиции, отняв долю рынка у отечественных частных банков.
Подводя итоги, эксперты говорят о том, что Россия в 2012 году подтвердила свою доминирующую роль в горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности, и продолжает в значительной степени зависеть от экспорта природных ресурсов, прежде всего, углеводородов. При этом обвинения против государства, которое уличили в клановости, коррупции и гипер-регулятивной среде, навредили его инвестиционной привлекательности.
Главный научный сотрудник Института Мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Шейнис:
"Мы стоим на месте и даже в некоторых существенных отношениях движемся назад. Как верно сказано в статье,
ситуация такова, что сохраняется зависимость России от энергобаланса на мировом рынке, от цен, которые диктует мировой рынок, и которые от нашей страны не зависят или зависят в самой минимальной степени.
Некоторый рост — это, конечно, отрадное обстоятельство, так как он обеспечит социальные выплаты населению. Но огромная часть национального дохода или расхищается, или расходуется в ненужных направлениях. Это показывает, что наша политическая система неадекватна по отношению к действительным потребностям общества, и государство выстроено на нерациональной основе".