Принят и опубликован новый закон 41-ФЗ от 22.03.2013 о Счетной палате. В нормальном виде найти не смогла, только в таком, графическом.
Ну, что я могу сказать как аудитор. С одной стороны, конечно, я должна радоваться, потому что в новом законе, в принципе, появились те вещи, которых я давно добивалась и о которых писала, что СП должна это делать — проверять именно ЭФФЕКТИВНОСТЬ использования бюджетных средств, а не просто проверять ОАО "Светлана" и прочие, как это было раньше. СП теперь может проводить внешний контроль в отношении государственных органов, внебюджетных фондов, ЦБ, госкорпораций и компаний, а также хозяйствующих обществ с участием государства в капитале.
РИА Новости
Также я очень рада, что теперь постоянно упоминается слово "аудит", чего раньше не было.
Может, наконец, это понятие займет подобающее ему место в сознании наших граждан. И нам будет легче требовать независимого аудита тарифов ЖКХ (а то сейчас некоторые просят объяснить значение этого слова).
Мне очень понравилась одна из новых задач СП — "аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации". Очень интересно было бы увидеть заключение колег по этому поводу. :)
Я всегда писала и говорила, что главной задачей Счетной палаты должна быть выдача аудиторского заключения в отношении федерального бюджета.
И наконец-то, появилось! — "Определение достоверности... годового отчета об исполнении федерального бюджета".
Но, вот, будет ли это делаться на самом деле и как...
По нашим самым скромным аналитическим подсчетам (и оценочным суждениям) больше половины бюджета расходуется неэффективно.
При таком раскладе ни один мало-мальски уважающий себя аудитор не выдаст положительное (или даже условно положительное — с оговорками) аудиторское заключение.
Так что я прямо в нетерпении, что они выдадут по 2012 году, если начнут реализовывать свой новый закон прямо сейчас.
Степашин надеется, что новая система поможет покончить или хотя бы бороться с "билаловщиной".
Сейчас, кстати, принят и другой закон (о нем мы напишем в следующей серии) — о системе госзакупок вместо набившего всем оскомину 94-ого закона, который не пинал только совсем уж ленивый борец с коррупцией. Очень интересно, как коллеги из СП будут по нему работать.
Степашин, конечно, также сказал по поводу того, что СП должна создавать систему общественного контроля в ЖКХ вместе со всякими центрами, которые сейчас создаются. Но, как я уже писала, создаются-то эти центры при поддержке государства и из лояльных людей, тесно связанных с государством.
Не могу не поздравить СП с получением того статуса, которого они так долго добивались — раньше Счетная палата называлась "постоянно действующим органом государственного финансового контроля", а теперь — "постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля)". За слово "высший" шла нешуточная борьба, я ее хорошо помню.
Очень важная вещь, если она будет реализована — правоохранительные органы теперь обязаны информировать СП о ходе проверки и о результате, если она направила им материалы, указывающие на признаки составов преступлений. До сих пор правоохранительные органы не обязаны были информировать Счетную палату о принятых решениях по итогам проверок. Я писала в прокуратуру письма о том, какие меры были приняты по результатам инициированных СП и КСП Москвы проверок, но они мне не отвечали и смеялись в лицо, когда я требовала ответа.
Наконец, есть и странная вещь, которая меня заинтриговала — сотрудники Счетной палаты, чья работа сопряжена с риском, почему-то получат страховку жизни и здоровья за счет средств бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячного денежного вознаграждения должностного лица. С чем связаны такие суммы, пока не могу взять в толк. Никакого риска сейчас нет. Такое впечатление, что это будет какая-то особая "программа защиты свидетелей", которые захотят тихонько выйти из игры, обеспечив себя и семью.
Некоторые переживают, что теперь формированием СП будет ведать не Госдума, а президент. Но, по сути, ничего не меняется. Госдума как не могла ничего сказать, так и не сможет. Отдали в свое время парламентский контроль, теперь ешьте. СП, по сути, никогда не была органом парламентского контроля, поэтому ничего и не изменится, новый закон просто зафиксировал статус-кво, что СП замкнута на исполнительную власть.
Так что ни о каком "независимом аудите" и расследовании деятельности высших должностных лиц мы как не слышали при старом законе, так и не услышим и при новом.
А напоследок я скажу... Примерно полгода назад мне было сделано немного мутное какое-то предложение получить работу в СП, но когда я сказала, что, естественно, захочу иметь право всем рассказывать о результатах, как мы кого вывели на чистую воду, мне было сказано "Нет, ну, Вы же понимаете"...
! Орфография и стилистика автора сохранены