Предварительные результаты опроса общественного мения гражданских и политических активистов относительно выборов Координационного совета второго созыва дают основания для умеренного оптимизма.
Число участников опроса на трех площадках (Эхо Москвы, этот блог, Каспаров.ру) составило (в зависимости от вопроса) от 1,1 до 1,8 тысяч человек.
Результаты опроса на 03.00 18 октября
Вопросы и варианты ответов / Площадки проведения опроса |
Эхо Москвы |
Этот блог |
Каспаров.ру |
Всего, чел. |
Всего, % |
Число участников опроса |
|||||
1. Наилучшая модель КС – это: |
1418 |
226 |
145 |
1789 |
100,0 |
- протопарламент |
651 |
157 |
103 |
911 |
50,9 |
- штаб по демонтажу режима |
471 |
43 |
27 |
541 |
30,2 |
- комитет по координации протестных акций |
227 |
22 |
13 |
262 |
14,6 |
- способ легитимации лидеров |
69 |
4 |
2 |
75 |
4,2 |
2. Принцип формирования КС – это: |
867 |
224 |
144 |
1235 |
100,0 |
- прямые выборы членов КС |
737 |
196 |
126 |
1059 |
85,7 |
- ассоциация (объединение) делегатов |
130 |
28 |
18 |
176 |
14,3 |
3. Избиратели КС – это: |
1007 |
226 |
146 |
1379 |
100,0 |
- все дееспособные граждане |
527 |
108 |
71 |
706 |
51,2 |
- граждане, разделяющие цели КС |
480 |
118 |
75 |
673 |
48,8 |
4. Статус избирателей КС: |
860 |
222 |
144 |
1226 |
100,0 |
- публичный |
585 |
146 |
96 |
827 |
67,4 |
- анонимный |
275 |
76 |
48 |
399 |
32,6 |
5. Число голосов одному кандидату: |
717 |
222 |
143 |
1082 |
100,0 |
- только один голос |
472 |
160 |
102 |
734 |
67,8 |
- несколько (вплоть до всех) голосов |
245 |
62 |
41 |
348 |
32,2 |
Позиция большинства участников опроса по четырем вопросам из пяти представляется вполне отчетливой. Граждане, принявшие участие в опросе, отдают предпочтение, как правило, модели КС как протопарламента, прямым выборам его членов, публичному статусу избирателей КС, получению кандидатом в члены КС от избирателя КС только одного голоса.
Вопрос, по которому аудитория разделилась практически пополам, сводится к тому, кто должен (может) являться избирателем КС — все ли дееспособные граждане или же только те, кто разделяет цели КС. Выскажу предположение, согласно которому многие сторонники модели КС как протопарламента в то же время выступают за то, чтобы избирателями КС могли являться все дееспособные российские граждане. В то же время сторонники моделей КС как штаба по демонтажу режима и как комитета по координации протестных действий, возможно, склоняются к тому, чтобы избирателями КС стали только те граждане, кто разделяют цели КС (цели протестного движения, требований митингов на Болотной и Сахарова). Хотя полного совпадения голосования по этим вопросам, очевидно, нет.
Получение первого представления о контурах Координационного совета второго созыва, позволяет обратиться к активистам Общегражданского движения с блоком вопросов следующего уровня.
Одной из целей КС является создание органа, представляющего максимально широкий спектр существующих в обществе представлений, взглядов, идеологий, подходов. Для обеспечения этой цели выборы в КС первого созыва проходили по четырем спискам — общегражданскому, либеральному, левому и националистическому, что, естественно, привело к образованию в КС трех идеологических курий. В течение года принцип избрания членов КС по куриям регулярно подвергался критике со стороны некоторых членов КС, избранных по общегражданскому списку. В то же время большинство членов КС, избранных по идеологическим куриям, оказалось гораздо более готовым и более способным к коллективной работе в КС, чем многие члены КС, избранные по общегражданскому списку. Это проявилось, в частности, в гораздо более высоких индексах активности членов КС, избранных по куриям. Возникает вопрос: сохранять ли в КС нового созыва идеологические курии?
В выборах в КС первого созыва участвовало 24 избирательных блока, участники двух из которых создали в КС свои фракции. Опыт работы КС первого созыва также показал, что несмотря на первоначальное противодействие образованию фракций в нем так или иначе все равно образовались в общей сложности шесть фракций: три, совпавшие с идеологическими куриями (или выросшие из них): либералы, левые, националисты, а также три дополнительные фракции: Группа Навального (ГН), Группа граждан (ГГ), "демократы" (Группа Немцова). Следует ли формализовать участие идеологических, партийных, региональных и иных блоков в выборах членов КС, с самого начала зарезервировав в общем списке КС определенное число мест, на которые будут избраны члены КС по блоковым спискам?
Центральный выборный комитет по выборам в КС первого созыва включал в себя (наряду со специалистами по организации выборов) представителей трех идеологических направлений — либерального, левого, националистического. Следует ли включать в состав ЦВК по выборам КС второго созыва представителей шести существующих фракций КС — либералов, левых, националистов, навальновцев, "граждан", "демократов"?
Опыт работы КС первого созыва показал, что далеко не все избранные члены КС в своей практической деятельности были нацелены на осуществление требований массовых митингов 2011-12 годов, на совместную серьезную и уважительную работу с другими избранными членами КС. Для повышения ответственности будущих членов КС перед избирателями КС и перед другими коллегами по КС следует ли кандидатам в члены КС тем или иным образом фиксировать свою приверженность требованиям массовых гражданских акций, целям протестного движения, например, путем подписания Программного заявления КС?
Итак, для сторонников и активистов российского гражданского движения ниже предлагаются четыре новых вопроса, ответы на которые помогут рабочей группе КС по подготовке и организации выборов в формировании как модели КС второго созыва, так и схемы его выборов.
Опрос
Сохранять ли в КС идеологические курии?
да |
20 (45.5%) |
нет |
24 (54.5%) |
Следует ли резервировать в общем списке КС (наряду с местами для членов КС, избираемых индивидуально) специальные места (например, половину) для членов КС, избираемых по блоковым (партийным, идеологическим, региональным и т.д.) спискам?
да |
18 (40.9%) |
нет |
26 (59.1%) |
Следует ли включать в состав ЦВК представителей существующих фракций КС?
да |
24 (54.5%) |
нет |
20 (45.5%) |
Следует ли установить условие регистрации кандидата в члены КС в виде подписания им Программного заявления КС?
да |
34 (77.3%) |
нет |
10 (22.7%) |
! Орфография и стилистика автора сохранены