В психологии семантическим дифференциалом называют выбор между противоположностями. Чаще всего – между словами-антонимами: "хороший – плохой", "горячий – холодный", "быстрый –медленный" и т.д.. Но ничего не мешает предлагать выбор и между другими видами противоположностей, скажем, между тонким Порфирием и толстым Мишей из чеховского рассказа.
Вот такой выбор судьба предложила и нам.
Трудно представить себе более противоположных людей, чем Путин и Политковская. Кажется, кроме одинаковой первой буквы фамилии другого сходства найти нельзя. Лед и пламень. Стихи и проза...
Помню, в детстве мы так разбивались на две команды, когда играли во что-то командное: в футбол или в казаки-разбойники. Пара примерно раных по силе игроков подходили к капитанам и спрашивали "Роза или крапива?". И в зависимости от того, что выбирал капитан, к нему в команду попадал либо "Роза", либо "Крапива".
Вот так и к нам подошли и спросили: "Путин или Политковская?". Выбирайте.
Между чем это выбор? Ну, это вы и сами знаете – между чем. Я бы написал подробней, да времена нынче такие, что лучше этого не делать. Не понимаете – почему? Ну, и не надо. Потом как-нибудь поймете.
А вот на что этот выбор влияет, об этом пару слов сказать надо. Выбор-то это судьбоносный. Так жить или этак? Тем богам молиться или этим? Теми чувствами наполняться или этими? Таким образом восприниматься окружающими или другим способом? Те события привлекать на свою голову (или уж не знаю, на какое другое место) или эти события? Всё разное. Как у былинного богатыря перед камнем: "Налево пойдешь – то-то, а направо пойдешь – то-то".
Но мы, когда выбор совершали о последствиях не думали. Думать и вообще-то не самое наше любимое занятие, а уж думать о последствиях своих дел, так этого мы вообще на дух не перевариваем. Чего там думать? Не царское это дело. Пусть лошадь думает. А выбор мы, тем не менее, сделали однозначный. Одно выбрали, а другое отвергли. Без тени сомнений.
Ну, не совсем единогласно, конечно. Но с таким перевесом, что можно считать, что и совсем единогласно.
В общем, выбрали. И не говорите мне, что выбор этот подтасован, что нас, дескать, обманули. Обмануть можно того, кто хочет обмануться. И против объявленных результатов голосования на всю страну не нашлось и одного процента протестующих, готовых выйти на улицу. Так что – выбрали. Обманывать себя не надо.
Мы могли стать Россией Политковской. Но выбрали быть Россией Путина.
А раз выбрали, то сами и налили себе чашу, которую, конечно, лучше бы нам не пить. Ну, так кто же виноват, если сами ее, эту чашу выбрали. Распорядок-то действий продуман.
И неотвратим.
! Орфография и стилистика автора сохранены