"Барто"/трэш-шапито "Кач" "Кicья ересь" (Pussy Riot cover), 2012
Хотя альбомы постепенно уходят в прошлое, рецензии на одну-единственную песню до сих пор трудно назвать распространенным явлением. В свое оправдание могу сказать, что "Кисья ересь" — это сингл, так что формально данный текст — рецензия на мини-альбом. С другой стороны, а требуются ли оправдания для этой наглости, если Pussy Riot, о которых в песне и речь, оправдываться отказываются? Песня "Барто" и "Кач" продолжается несколько минут, выступление Pussy в ХХС продолжалось секунд 40. Но разве этого кому-то показалось мало?
"Кисья ересь" — кавер-версия фонограммы, что прозвучала тем февральским днем в храме. Есть и про "черную рясу, золотые погоны ", "Богородица, дева, прогони", только "Путина" заменили на "кесаря", и это, пожалуй, даже лучше. Кроме того, доходчивый и злой речитатив "Кач", который вкратце и в несколько художественно обыгранной форме рассказывает историю взаимоотношений РПЦ и ее самого главного начальника с тремя девицами в цветастых масках.
Текст протестный и обличительный, не лучше, но и не хуже сонма других проходящих по этой же статье.
Песни протеста снова в моде. Наложено это все на агрессивную "электруху" с зубодробительными ударными.
Дело-то не в тексте и не в музыке. Именно история c Pussy Riot напоминает, что настоящие авангард, радикализм и арт-протест не обязаны быть убедительными художественно или эстетически. Прорыв — это не "что". Это как, где и когда. Набраться наглости и выдать, угадав со временем и местом. Намалевать черный квадрат, и пусть репы чешут. Попасть в нерв. А эстетика попадает в музеи.
В этом смысле вопросы о побудительных мотивах авторов "Кисьей ереси", как и о мотивах Pussy, представляются глубоко второстепенными. В какой степени "Кач" и "Барто" хотели своим синглом взлететь на гребень волны, поднятой "панк-феминистками", так же неважно, как и ответ на вопрос, чем руководствовались последние, когда закатили свой перформанс.
Главное, не почему они это сделали, а что у них получилось, хотели ли они этого или нет. Попали в точку и подняли волну.
В битве вокруг трех арестанток их противники далеко опередили по степени нетерпимости и агрессивности, принимающей патологические и местами просто психопатические формы, их защитников. С "той" стороны несется Бог весть что, тогда как сочувствующие Pussy (за исключением небольшого числа наиболее радикальных их симпатизантов) сопровождают свои заявления таким множеством экивоков, оговорок, расшаркиваний и уступок, что в некоторых случаях эта "защита" отличается от "нападения" только одним — "нижайшей просьбой" выпустить Толоконникову, Алехину и Самуцевич из тюрьмы.
И проблема тут не только в том, что эти защитнички не понимают, что "панк-молебен" — это никакое не хулиганство и не кощунство, а крайне меткий, дерзкий и удачный пример акционизма. Но и в том, что
брызгающая слюной и клацающая клыками клака новой российской инквизиции давно заслужила хоть сколько-то адекватной сдачи.
И когда "Барто" и "Кач" на рефрене "вколачивают" позаимствованное из панк-молебна "Срань. Срань. Срань Гос-под-ня!" — это она и есть, хотя, конечно, как сказал Иван Грозный в фильме Эйзенштейна, "мало!". Но даже будь кавер "Кисья ересь" абсолютным музыкальным шедевром, он все равно не превзошел бы 40-секундный оригинал.
Сингл "Кисья ересь" доступен на сайте группы "Барто"
Вы можете оставить свои комментарии здесь