Ровно 66 лет назад советские газеты опубликовали сообщение об одном из кардинальнейших событий в советской истории, произошедшем накануне - 3 апреля 1953 года:
"СООБЩЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР 4 апреля 1953 г.
Министерство внутренних дел СССР провело тщательную проверку всех материалов предварительного следствия и других данных по делу группы врачей, обвинявшихся во вредительстве, шпионаже и террористических действиях в отношении активных деятелей Советского государства. В результате проверки установлено, что привлеченные по этому делу профессор Вовси М. С, профессор Виноградов В. Н., профессор Коган М. Б., профессор Егоров П. И., профессор Фельдман А. И., профессор Этингер Я. Г., профессор Василенко В.Х., профессор Гринштейн AM., профессор Зеленин В.Ф., профессор Преображенский Б. С, профессор Попова Н.А., профессор Закусов В. В., профессор Шерешевский Н.А., врач Майоров Г. И. были арестованы бывшим Министерством государственной безопасности СССР неправильно, без каких-либо законных оснований.
Проверка показала, что обвинения, выдвинутые против перечисленных лиц, являются ложными, а документальные данные, на которых опирались работники следствия, несостоятельными.
Установлено, что показания арестованных, якобы подтверждающие выдвинутые против них обвинения, получены работниками следственной части бывшего Министерства государственной безопасности путем применения недопустимых и строжайше запрещенных советскими законами приемов следствия.
На основании следственной комиссии, специально выделенной Министерством внутренних дел СССР для проверки этого дела, арестованные Вовси М. С, Виноградов В. Н., Коган М. Б., Егоров П. И., Фельдман А. И., Этингер Я. Г., Василенко В.Х., Гринштейн AM., Зеленин В.Ф., Преображенский Б. С, Попова Н.А., Закусов В. В., Шерешевский Н.А., Майоров Г. И. и другие привлеченные по этому делу полностью реабилитированы в предъявленных им обвинениях во вредительской, террористической и шпионской деятельности и, в соответствии со ст. 4 п. 5 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР, из- под стражи освобождены.
Лица, виновные в неправильном ведении следствия, арестованы и привлечены к уголовной ответственности".
Про последнюю фразу. В итоге были расстреляны полк. Рюмин М.Д., зам. министра МГБ СССР, который вел "дело врачей" (на самом деле - "О сионистском заговоре в МГБ"), посаженный в 1951 году по доносу Рюмина министр госбезопасности и бывший глава СМЕРШа Абакумов В.С., который начал в 1949 дело ЕАК, но не смог превратить его в запал новой большой чистки истеблишмента, и сам "освободитель" - Берия Л.П.
Почему это день знаменателен.
Первое. В этот день советская юстиция получила внятный сигнал о недопустимости фабрикации политических обвинений. И в течение следующих 13 лет (до приговора Даниэлю и Синявскому) определялась "двойная сплошная" - граница "серой зоны", за которой еле терпимое инакомыслие превращалась в "мыслепреступление".
Но в принципе советское общество кардинально изменилось: простой человек уже мог не опасаться стать жертвой обвинений политического характера и исчез чудовищный подспудный животный страх попасть в смертоносные жернова "гэбухи", преследующий людей с лета 1937 по апрель 1953. И общество немедленно морально разогнулось.
Второе. Возник - сперва радикально оппозиционный - русский нацизм.
Вот что писал об этом в эссе "Корзина цветов для нобелевского лауреата" [т.е. Бориса Пастернака] Григорий Померанц: "Откуда они взялись? Я думаю, от внезапной отмены дела врачей. Раздували его со страшной силой; и вдруг, 4 апреля, лаконичное сообщение о незаконных методах следствия. Точка, и ша. Считайте, что ничего не было. Это было достаточно для тех, кто втихомолку не принимал чудовищного вымысла, не верил ему. Но кто поверил - ему никак не помогли разувериться. Общего идейного поворота не было <...> Некоторые слишком втянулись в игру, в психологию борьбы с Мировым Злом и не захотели из нее выходить. Взрослые отступили от знамени - и около него встали молодогвардейцы [в 60-70 годы так называли радикальных русских националистов - антисемитов - поклонников журнала "Молодая гвардия"]. Порыв был искренний, героический, с готовностью пострадать. И сперва действительно пострадали. Первые нацистские группы попадали в лагеря. Начальство еще не поняло, что воинствующее юдофобство нацистов можно приручить, вернуть в лоно русского патриотизма и при случае использовать".
Остается только добавить, что общественная ситуация сейчас "зеркальная" той, середине 50-х - путинизм сделал многое, чтобы страх перед перспективой стать жертвой сфабрикованных обвинений вновь широко распространился.
Другое дело, что сейчас он во многом затрагивает предпринимателей и менеджеров (бизнес-репрессии), в большей степени, чем общественных и политических активистов, свободомыслящих блогеров или диссидентов-мусульман.
Где была точка исторического разворота к сталинской атмосфере постоянного страха, сказать не берусь.
Хотя в день ареста Михаила Ходорковского - 25 октября 2003 года - у многих возникло чувство, что вот - "вернулось"...
! Орфография и стилистика автора сохранены